Сначала Евгений Сперанский под аплодисменты заехал на Ховере на 60%-ный подъём, на который на испытаниях заезжают только со страховочным тросом. Сперанский заехал без страховки. В принципе, это для машины с понижающим рядом хоть и не рядовое, но доступное упражнение. Евгений Борисыч сказал, что они как-то пытались заехать на Порше туда и даже почти заехали. Правда, потом всем полигоним снимали машину с подъёма. А ещё говорил, что с разгона на 60% заезжали и Жигули. Только это, кажется, одна из полигоновских баек – разогнаться перед подъёмом абсолютно негде.
Меня не допустили до 60% - дали только подняться на 50%, и то в порядке исключения.
Потом проехались по маленькому – меньше километра – внедорожному участку, несложному, но с крутым грунтовым подъёмом. Как это и бывает на презентациях, Ховер преодолевал «внедорожную трассу» играючи. Вот на этом ролике я пытался снять что-то с заднего сиденья. Правда это был Ховер предыдущего поколения, частный, ребята специально приехали на эту тусовку из Салехарда. Попутно владелец отпустил пару колкостей в адрес трассы:
Hover H3 – это не новая модель, а лишь обновлённая старая. Новые бамперы, решётка радиатора, некоторые другие мелочи в декоре. Говорят, что и рама новая. В трансмиссии убрали рычаг управления раздаткой, передоверив его функции «крутилке». То есть поставив соленоид. В принципе, у Great Wall эта схема уже была отработана три года назад на пикапе Wingle. даже странно, почему на Hover она перекочевала только сейчас. Схема трансмиссии довольно проста: подключаемый передний мост при отсутсвии размыкателей в передних ступицах. Валы имеют в ступицах постоянное зацеплнение и подключаются/отключаются только в редукторе моста.
Предыдущий Hover продавали с бензиновым мотором 2,4 мощностью 128 л/с. Хороший, тяговитый мотор, но очень прожорливый. Сейчас его заменили на двухлитровый, мощность которого всего на 2-3 силы (точно не могу сказать, так как диск с презентационными материалами у меня на компьютере не открылся) меньше, но он экономичнее. Но, как это должно быть, при уменьшении объема пострадал момент, и это очень чувствуется. Попытаюсь сказать мягко: «машина не едет». Коленвал раскручивается, стрелочка тахомера исправно ползёт к красной зоне – а Ховер разгоняется так, как будто ты забыл снять его с «ручника». При старте очень сложно избежать детонации – то ли бензин плохой залили, то ли зажигание неправильно выставили. Но скорее всего, тут системная проблема – недостаток крутящего момента. Этот двигатель настолько явно не внедорожный, настолько не подходтит тяжёлой рамной машине, что оправдать его установку на Hover можно только экономико-экологическими резонами.
Разговорились с директором производства в Гжели, где собирают эти Ховеры (кузова варят и красят в Черкесске). Он сказал: дай машине проехать тыщи две, она раскочегарится, обкатается и всё будет нормально. Тестовые Ховеры – без пробега, только с конвейера. Ты, говорит, сядь на тот, что с наклейками, он уже обкатан.
Сажусь. Детонация та же, но тяги немного больше, факт. Не радикально, как обещали, но чувствуется.
А вот салон. Боже, ну неужели выпуская в России по 700-800 машин в месяц нельзя заказать китайцам исправление огрехов эргономики и дизайна? Это же копейки на фоне общих затрат! Почему до сих пор не поменяют этот дебильный "двухдиновый" экран с обжигающей сиреневой подсветкой, почему синие лампочки подсветки кнопок, совершенно нечитаемые днём, не заменят на нормальные красные или белые? Почему не сделают дефлекторы обдува, которые будут нормально держаться в нужном положении и не слетать на ближайшей кочке в нижнее? Почему рычажок наклона рулевой колонки нужно поднимать вверх двумя руками, упираясь ногами в пол и при этом руль всё равно не регулируется толком? Почему ламочка включения кондиционера видна только в полной темноте? Вот что сказал один из полигоновских испытателей:
Хорошо обкатанный Ховер едет приемлемо, без лязгов и вибраций, так свойственных многим китайским внедорожникам. Понравилась настройка подвески: при умеренных ходах она очень комфортна, щербатый полигоновский асфальт для пассажиров Ховера – что твой автобан. Но, что характерно, все Ховеры немножко разные: у кого-то подвеска пожёстче, кто-то разгоняется лучше. Это тоже фундаментальная особенность китайских машин. И советских, кстати. Лет 15 тому назад один из знакомых НАМИшных дизайнеров, Гена Корсакович, рассказывал мне про Москвич: мы, говорит, пытались сделать ему рестайлинг – новые бамперы, решётку. Но этого нельзя сделать в принципе, потому что у АЗЛК все машины разные. Только сделаешь одну мастер-модель, как пригоняют Москвич, который на сантиметр шире предыдущего!
А потом мы даже поучаствовали во внедорожном квесте, наряду с прожжёными владельцами прежних Ховеров. Их, кстати, было абсолютное большинство: мероприятие знаменовало собой официальное открытие Ховер-клуба и приехало довольно много его счастливых владельцев. Я не иронизирую: владение китайским автомобилем - это особая психология, психология заведомого удовлетворения. Любой из них с готовностью расскажет про то, как он «за сто тыщ только масло менял». Это такая форма реакции на наезды со стороны действительности и тех, кто смеётся над владельцами «китайских помоек». Форма самозащиты. Даже если и есть у него проблемы с машиной, то он тщательно их не афиширует, как бы доказывая другим правильность собственного выбора. Что он не лох. Что купил он эту машину не потому, что она дёшева, а потому что хороша. Мог бы и подороже взять, но зачем?
«Ирито» . кстати, делает абсолютно правильно и мудро: если не можешь противостоять движению, его надо возглавить. Поддержка Ховер-клуба аукнется фирме ещё большей лояльностью и перевесит многие негативные отзывы на других площадках. Как о Ховере. так и его российском дистрибьюторе (и даже производителе, в каком-то смысле).
Так вот, квест. Это такие импровизированные соревнования на ориентирование: нужно по карте (скорее, просто схеме) найти десять контрольных точек и сфотографироваться с каждой. Причём так, чтоб оддновременно в кадре был человек, машина и сама точка, и чтоб человек одновременно касался их обеих.
Дело нехтрое, но про то, что мы едем на время, я узнал только в конце маршрута, когда мой штурман-журналист Саша Климов проспал очередной поворот. И что вы думаете? Даже в прогулочном темпе мы приехали вторыми, за пареньком из мэйл. ру. Причём журналистские экипажи объехали всех владельцеа Ховеров!
Жара была несусветная, меньше 40 градусов термометр в машине не показывал. Под конец дня дежурная поливайка просто включила фонтан и многие ринулись под струи, прямо в одежде. Я так в Москву и поехал, хлюпая мокрыми кроссовками.